6 дек. 2010 г.

Тапки из войлока / Felted slippers

Этот мастер-класс расскажет нам как мы можем свалять тапочки-мухоморчики:)
Итак, мы будем валять вот такой тапок.


Мастер-класс по валянию: тапки

Сердечко к нему было заготовлено заранее из самодельного префельта, так же как и пятнышки. А вот и шаблон, можно наглядно оценить усадку изделия.
Мастер-класс по валянию: тапки
Делаем тапок из двух цветов шерсти – белой и красной троицкой, всего восемь слоев, по четыре каждого.
Мастер-класс по валянию: тапки
1. Чтобы не запутаться в нумерации слоев и их повороте, я нашла для себя такой выход. Выкладываю сразу по два слоя. Так легче считать. Переворачиваю тапочки одновременно, когда на обоих шаблонах уже лежит два слоя шерсти. Если и ошибусь в количестве слоев, так одновременно в обоих тапках.
2. Важно не перепутать, где у вас пятка, где носок. Мое решение простое – я ВСЕГДА кладу заготовку задником ближе к себе и переворачиваю ее, не нарушая этот принцип. Я так уже привыкла, и даже уже не задумываюсь над тем, где у меня, собственно, задник. 
Итак, у нас идут первые два слоя. Продольно-поперечная раскладка, ничего особенного. Делаем полотно немного больше шаблона, чтобы потом загнуть края.

Мастер-класс по валянию: тапки
Поливаем его мыльной водой и придавливаем пленкой, чтобы промочить хорошенько.
Мастер-класс по валянию: тапки
Примеряем шаблон.
Мастер-класс по валянию: тапки
Важно не забыть наше сердечко. Поднимаем шаблон и пристраиваем его. Важно учесть высоту задника и примерную усадку с тем, чтобы сердечко не уползло наверх.
Мастер-класс по валянию: тапки
Заворачиваем на шаблон края полотна, начиная с наиболее крутых окружностей. Аккуратно!
Мастер-класс по валянию: тапки
Повторяем процедуру – очередные 2 слоя.
Мастер-класс по валянию: тапки
Большой захлест теперь не нужен, иначе у нас образуются в конце концов очень толстые стенки. У нас должно быть все ровно.
Мастер-класс по валянию: тапки
Переворачиваем тапок (задник смотрит на нас!). И заворачиваем края.
Мастер-класс по валянию: тапки
И так выкладываем по 4 слоя с каждой стороны. В итоге выходит толстенький блинчик.
Мастер-класс по валянию: тапки
Теперь - то же самое, но с красной шерстью.
Мастер-класс по валянию: тапки
3. Первые слои я поливаю достаточно щедро, чтобы шерсть слиплась и хорошо держалась. Зато после 6 слоев я уже почти не поливаю заготовку, просто придавливаю тапок, он промокает, и все счастливы.
Мастер-класс по валянию: тапки
Вот в итоге у нас что вышло. Можно сравнить размеры заготовки и готового тапка. 
Мастер-класс по валянию: тапки
Украшаем наш тапок пятнышками. Просто накладываем кружочки из префельта на шерсть.
4. Важно. Поскольку у нас в тапке много слоев, и волоски собираются мигрировать повсюду весьма активно, то если у вас декор из совсем тонкого префельта, то шерсть из тапка его попросту съест. Обидно будет! Останутся размытые следы, которые никак не украсят вашу обувь. Поэтому префельт не должен быть:
a. Рыхлым, поваляйте его чуток.
b. Тонким, минимум 3 слоя, лучше четыре.
c. Содержать тонкие детали – они точно утонут в шерсти.

Мастер-класс по валянию: тапки
Теперь мылим, накрываем пленкой, придавливаем и валяем (кто как, я - машинкой).

Мастер-класс по валянию: тапки
Однако даже после машинки пятнышки еще не совсем прилипли к тапку, поэтому я одеваю скользкую перчатку (это важно! Без пупырышек!!) и приваливаю минут пять эти пятнышки уже без пленки – сначала тихонько, потом уже посильнее поглаживая наши пятнышки круговыми движениями.
Мастер-класс по валянию: тапки
Они прилипли! Можно усилить нажим. Вооружаемся скалкой.
Мастер-класс по валянию: тапки
Теперь можно валять уже без боязни, что декор уползет под стол. Люблю валять тапки вот этим устройством. Колесики сильно впиваются в толщу тапочка, я ощущаю, как структура полотна уплотняется.
Мастер-класс по валянию: тапки
Войлок сцепился и слои не «ездят». Шаблон активно пытается вылезти наружу. Это сигнал к следующему этапу. Делаем первый надрез.
Мастер-класс по валянию: тапки
Важно не переборщить. Нам нужен высокий задник, чтобы носить было удобно. Поэтому сначала лучше сделать надрез подальше от скругления. Вытаскиваем шаблон.
Видим наше сердечко. Выглядит подозрительно – похоже, что еще не очень хорошо привалялось к шерсти. Не беда. За три минуты рассеиваем все подозрения. Сердечко прилипло.

Мастер-класс по валянию: тапки
В итоге у нас есть сырой тапок с небольшим разрезом, который мы будем увеличивать по мере необходимости. Лучше понемногу три раза резать, чем один раз сильно расстроиться.
Мастер-класс по валянию: тапки
Формируем задник. 
5. Вроде как логично сделать выкройку тапочка похожей на стельку, т.е. шаблон должен быть немного уже в области пятки. Я так не делаю. Потому что тогда у меня выходит низкий задник. Наоборот, я даже немного расширяю шаблон к пятке, это позволяет мне делать разрез выше и задник гарантированно поднимается, и обе стороны тапочка, естественно, тоже. Если сомневаетесь. То хотя бы оставьте шаблон ровным, не сужайте к пятке. Обрезать вы всегда успеете.
6. Чтобы сформировать ровный и высокий задник, внутрь тапочка можно поставить бутылку, толкушку для картофеля и пр. предметы, которые повторяют профиль этой части обуви. Потом тереть задник и придавать ему форму будет существенно легче.

Мастер-класс по валянию: тапки
Формируем как изнутри, так и снаружи.
Мастер-класс по валянию: тапки
Дальше все обычно – валяем носок, бока, низ тапка. Пока никаких тепмературных процедур, просто уплотняем полотно. Если войлок уже не хлипкий, тапок можно постучать об пол несильно, не растягивая его стенки.
Мастер-класс по валянию: тапки
Вот он уже уменьшился вполне прилично. Пора его купать. Можно окунуть в очень горячую воду и потом опять повалять. Можно сунуть в микроволновку и подогреть его там.
Мастер-класс по валянию: тапки
Горячие ванны и трение уменьшают его еще. Кто привык катать войлок – можно катать в рулоне, я предпочитаю тереть руками, т.к. мне неудобно такое толстое изделие катать, но это дело привычки. Одновременно подравниваем совсем некрасивые места на срезах.
Мастер-класс по валянию: тапки
Теперь контрастный душ. Именно этот тапок ну никак не хотел усаживаться до нужного размера, поэтому идем на крайние меры – обливаем тапок кипятком, держим его немного, чтобы пропитался (не забудьте про технику безопасности!), потом выуживаем его аккуратно – и в холодную воду.
Мастер-класс по валянию: тапки
На тапочке уже осталось совсем мало пены, и после холодной воды я еще раз намыливаю его и немного валяю в руках. Он уже совсем плотный, осталось совсем чуть-чуть.
Мастер-класс по валянию: тапки
Моя горячая вода еще не остыла, поэтому я второй опускаю его в воду, вытаскиваю, стучу об пол.
Мастер-класс по валянию: тапки
Теперь тапок можно расправить и сравним с «братом».
Мастер-класс по валянию: тапки
Ура! Одинаковые. Но нам теперь надо сделать одинаковые вырезы. Я делаю на глаз, кто боится – наметайте, предварительно проверив размеры.
Но это еще не все.
7. Я люблю красивый круглый срез на тапочке, особенно, если он из двух-трехцветных слоев шерсти. Для этого я ножницами формирую боковые срезы (так их и заваливать проще). Я срезаю по внешней стороне шерсть немного наискосок. Тогда белый слой становится виден лучше.
Мастер-класс по валянию: тапки
Замыливаем срезы. Делаем это хорошо. Завалять срезы можно не только мокрым, но и сухим способом. Желающие могут вооружиться иглами (тапок надо тогда высушить сначала). Я делаю по-мокрому, иглы не люблю, хотя пару раз так делала.
Мастер-класс по валянию: тапки
Прошло полтора часа. Наши тапочки для ребенка готовы. размер 32.
Мастер-класс по валянию: тапки

Выводы.
1. В тапке выкройка очень важна. Думаю, это приходит с опытом. Но может и просто повезти. Усаживать можно достаточно сильно, поэтому если видите, что велико, высока вероятность, что после минут двадцати валяния он еще подсядет. Пробуйте.
2. Толщина – думаю, не меньше 8 слоев, хотя сама меньше 10 слоев не делаю. Но это от руки сильно зависит, кто как выкладывает.
3. Если обувь не довалять, то она быстро протрется.
4. На взрослую пару у меня уходит не меньше 5 часов, физически – это довольно тяжелая работа.
5. Можно подшить подошву, но это уже другая история.
6. Кое-какие недочеты вполне исправляются иглами, не бойтесь!
7. Мне кажется, что меринос 18,5 микрон для тапочек не подходит, либо надо лечь костьми, чтобы увалять их до определенной жесткости. Я использую тонкую троицкую, и не жалуюсь (жалуюсь, конечно, что валять тяжело, но уровень плотности мне нравится). Думаю, для экстремалов пойдет и полутонкая. Только мне жалко ваши руки.
Вот такая непростая работа.


Источник: art-handmade.com

1 комментарий:

  1. Это мастер-класс Нины Демидовой. Она очень хороший автор по войлоку. Рекомендую всем.

    ОтветитьУдалить